​Рационализация системы профессионального образования и обучения в Кыргызской Республике

Агентство начального и среднего профессионального образования при Министерстве образования и науки КР, в связи с передачей системы среднего профессионального образования проводит работу по подготовке Стратегии рационализации системы начального и среднего профессионального образования и обучения.

На данный момент в рамках Второго проекта АБР «Профессиональное образование и развитие навыков» (ПОиРН II) / АБР, при помощи международного и национального эксперта, проводиться работа по подготовке Стратегии рационализации системы начального и среднего профессионального образования. Целью данной работы является оказание поддержки в позитивной трансформации систем начальной и среднего профессионального образования в единую систему государственного управления.

Система подготовки рабочих кадров и техников играют важную роль в обеспечении стабильного экономического развития страны, а также дополнительно выполняют многозначительную социальную функцию, путем обеспечения молодежи доступом к бесплатному начальному профессиональному образованию.

Изменение происходящие в социально-экономических условиях страны диктуют необходимость качественно нового уровня подготовки кадров, что может быть достигнуто путем рационализации учреждений начального и среднего профессионального образования, позволяющей обеспечить повышение эффективности и устойчивое функционирование образовательных учреждений.

Молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, в количестве более 1 млн. человек, является основным потребителем образовательных услуг, и представляют значительный сегмент производительных сил общества.

Ключевым изменением в национальной системе профессионального образования и обучения (ПОО) стала передача системы среднего профессионального образования (СПО) Агентству начального и среднего профессионального образования (АНСПО), ранее ответственного за начальное профессиональное образование (НПО), с целью большей интеграции этих подсистем образования, повышения преемственности программ обучения, позволяющего улучшить возможности перехода на более высокий уровень образования для студентов, желающих дальнейшего продвижения, а также повышение эффективности использования ресурсов ПОО.

Международным экспертом при помощи национального эксперта была подготовлена стратегия рационализации системы начального и среднего профобразования в Кыргызстане на базе пилотного региона Чуйской области.

Проект стратегии рационализации системы ПОО был обсужден в рамках Агентства начального и среднего профессионального образования, а также в рамках Экономического клуба под руководством Национального институту стратегических исследований КР.

В целях подготовки Стратегии рационализации системы начального и среднего профессионального образования, определены следующие цели:

  • расширение участия молодежи в возрасте 15-24 лет в профессиональном образовании и снижение доли группы NEET (молодежь, не охваченная занятостью, образованием или обучением) в региональном и гендерном разрезе;
  • улучшение равенства возможностей для доступа к начальному и среднему профессиональному образованию по регионам и полу;
  • обеспечение соответствия профессионального образования, спросу региональных рынков труда на квалифицированную рабочую силу;
  • повышение эффективности использования ресурсов государственными профессиональными лицеями и колледжами;
  • улучшение (стандартизация) качества профобразования.

Вышеуказанные стратегические цели развития, рассматриваются как международные ориентиры политики, рекомендованные Конвенцией и Рекомендациями МОТ по человеческому развитию (195, 2004), Рекомендации ЮНЕСКО (2001)[1], а также Цели устойчивого развития ООН до 2030 года.

На данный момент проводится работа по подготовке предложений по рационализации сети ПОО по всем регионам (за исключением Чуйской области).





[1] Рекомендация по развитию человеческих ресурсов № .195. МОТ. 2004; Пересмотренные рекомендации о профессионально-техническом образовании, ЮНЕСКО, 2001; Стратегические рамки для европейского сотрудничества в области образования и профессиональной подготовки ("ET 2020"). Заключение Совета ЕС. 2009; http://www.undp.org/SDGs

© АГЕНТСТВО НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КР

Почтовый индекс: 720010
Адрес: г. Бишкек, проспект Манаса 22а
E-Mail: dtve@elcat.kg, gapto@mail.ru, info@kesip.kg, international@kesip.kg