Указ Президента КР "О Концепции модернизации государственной службы Кыргызской Республики"

ПРЕЗИДЕНТ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

УКАЗ

от 20 июня 2011 года УП № 146

О Концепции модернизации государственной службы Кыргызской Республики

В целях повышения эффективности государственной службы Кыргызской Республики на основе повышения профессионализма, внедрения передовых управленческих и информационных технологий и качества предоставления государственных услуг населению:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию модернизации государственной службы Кыргызской Республики.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня официального опубликования.

Президент

Кыргызской Республики

Р. Отунбаева

Утверждена

Указом Президента

Кыргызской Республики

от 20 июня 2011 года УП № 146

КОНЦЕПЦИЯ

модернизации государственной службы Кыргызской Республики

Введение

1. Проблемы, цель и основные задачи государственной службы

2. Принципы построения, функционирования и прохождения

государственной службы

3. Нормативные правовые основы регулирования

государственной службы

4. Повышение эффективности государственной службы

5. Внедрение антикоррупционных механизмов на

государственной службе

6. Формирование кадрового потенциала государственной

службы

7. Развитие института статс-секретарей государственных

органов

8. Профессиональное развитие государственных служащих

9. Система управления государственной службой

10. Реализация Концепции модернизации государственной

службы Кыргызской Республики

Введение

Принятие новой Конституции Кыргызской Республики, усиление роли гражданского общества в решении общегосударственных вопросов и необходимость адекватного реагирования на современные вызовы, стоящие перед государством, предопределили необходимость модернизации государственной службы Кыргызской Республики.

Модернизация предусматривает создание качественно новых подходов к построению государственной службы на основе внедрения передовых управленческих и информационных технологий, повышения профессионализма и эффективности государственного аппарата, устранения бюрократических издержек и предоставления качественных государственных услуг населению.

Важной составляющей модернизации должно стать формирование идеологиии высокой миссии государственной службы - служение народу Кыргызстана, взамен прежней практики обслуживания отдельной государственной политической элиты, установление морально-этических стандартов, направленных на предотвращение негативных явлений в государственных органах.

На основе модернизации государственной службы предстоит решать задачи дальнейшего развития сформированной в стране смешанной карьерно-должностной модели государственной службы, ориентированной на неукоснительное обеспечение конституционных прав граждан.

Развитие государственной службы в данном направлении является важным условием совершенствования системы государственного управления, обеспечения общественно-политической стабильности, социально-экономического роста, суверенитета и национальной безопасности страны.

1. Проблемы, цель и основные задачи

государственной службы

Основной проблемой государственной службы является недостаточно эффективная деятельность государственных органов по реализации функций государства в новых экономических, политических и социальных условиях.

Данная проблема обусловлена следующими серьезными недостатками:

- слабой ориентированностью государственных органов и их аппаратов на обеспечение качественных государственных услуг;

- отсутствием научно обоснованной, целенаправленной государственной кадровой политики в сфере государственной службы по эффективному формированию, профессиональному развитию и рациональному использованию потенциала государственных служащих;

- несовершенством законодательства и правоприменительной практики в сфере государственной службы;

- сохраняющимся в государственных органах высоким уровнем коррупции, протекционизма, регионализма и других негативных явлений;

- несоответствующей современным условиям системы оплаты труда и социальных гарантий государственных служащих;

- низким уровнем компетентности, профессионализма и освоения государственными служащими современных достижений научно-технического прогресса;

- низким качеством подготовки кадров в ВУЗах, не способствующим пополнению государственной службы квалифицированными специалистами, а также не отвечающим насущным потребностям государственной службы уровнем обучения государственных служащих.

Стратегическая цель модернизации - создание профессиональной государственной службы, обеспечивающей эффективность государственного управления в интересах общества, укрепления и развития государства.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- усовершенствовать нормативную правовую основу регулирования государственной службы, привести ее в соответствие с требованиями новой Конституции Кыргызской Республики, сложившимися общественно-политическими и социально-экономическими реалиями;

- разработать и внедрить адекватную современным потребностям систему оплаты труда и социальных гарантий государственных служащих;

- законодательно урегулировать полномочия статс-секретарей государственных органов, позволяющие им в полной мере обеспечить стабильное функционирование аппарата государственных органов, профессиональное развитие государственных служащих, их защиту от политического и иного неправомерного давления;

- переориентировать работу кадровых подразделений государственных органов на освоение и внедрение новых методов и технологий в сфере управления человеческими ресурсами;

- кардинально перестроить систему профессионального развития государственных служащих (переподготовка, повышение квалификации, стажировка), привести ее в соответствие с потребностями государственной службы;

- разработать и законодательно закрепить дополнительные механизмы взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества.

2. Принципы построения, функционирования и прохождения

государственной службы

Построение, эффективное функционирование и прохождение государственной службы как правового, организационного и социального института требуют расширения законодательно закрепленных принципов государственной службы и установления следующих дополнительных принципов:

- взаимодействия государственной и муниципальной службы;

- профессионализма и компетентности государственного служащего;

- регламентации деятельности государственного служащего;

- ответственности государственного служащего за принятые решения;

- взаимодействия государственных органов с гражданским обществом, информационной открытости по вопросам их деятельности и расходования средств;

- служебного продвижения государственных служащих с учетом квалификационных требований, профессиональной подготовки, способностей и результативности служебной деятельности;

- оценки деятельности государственного служащего на основе служебных заслуг.

3. Нормативные правовые основы регулирования

государственной службы

Нормативное правовое регулирование государственной службы осуществляется в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и законодательством Кыргызской Республики.

Важным направлением модернизации должно стать совершенствование нормативной правовой базы государственной службы, ее адаптация к новым общественно-политическим условиям, современным задачам укрепления государственности и развития гражданского общества Кыргызской Республики.

Для обеспечения принципов профессионализма, равного доступа граждан на государственную службу и ее прохождения следует предусмотреть в новом законодательстве о государственной службе норму, согласно которой прохождение конкурсного отбора станет обязательным условием при переходе на административные должности государственной службы лиц, занимавших патронатные должности (советники, консультанты и помощники политических должностных лиц), а также политических государственных служащих, прекративших свои полномочия.

Предстоит провести работу по правовому урегулированию планируемых для внедрения современных кадровых, информационных и управленческих технологий, направленных на обеспечение результативности государственного аппарата.

Для устранения имеющихся противоречий между нормативными правовыми актами различных уровней в перспективе необходимо кодифицировать законодательство и принять нормативный правовой акт, имеющий приоритетную юридическую силу в сфере государственной службы.

4. Повышение эффективности государственной службы

В целях повышения эффективности государственной службы необходимы разработка и внедрение:

- современных технологий управления, включающих стратегическое планирование деятельности государственных органов, мониторинг и оценку результативности достижения государственными органами намеченных целей и задач, регулярную оценку профессиональной деятельности государственных служащих;

- автоматизированных процедур предоставления государственных услуг, в том числе по принципу "единого окна", а также создания многофункциональных межведомственных центров для оказания взаимосвязанных государственных и муниципальных услуг и др.;

- инновационных информационных систем и технологий управления человеческими ресурсами;

- должностных регламентов, устанавливающих порядок исполнения обязанностей конкретного государственного служащего, его ответственность за реализацию функций, качество услуг, достижение поставленных целей;

- новых форм работы кадровых подразделений государственных органов, одним из основных направлений деятельности которых должна стать реализация стратегии государственного органа по развитию и управлению человеческими ресурсами;

- прогрессивных механизмов оптимизации работы государственных органов через развитие принципов государственно-частного партнерства, включая возможность передачи определенных государственных функций внешним специализированным учреждениям (аутсорсинг);

- механизмов доступа общественности к информации о принимаемых в государственных органах решениях посредством публикаций в электронных и печатных средствах массовой информации, включая сведения о назначениях и освобождениях государственных служащих;

- системы мониторинга и анализа общественного мнения об эффективности государственных органов, в том числе на основе обсуждений ежегодных публичных отчетов руководителей с подробным освещением целей и задач государственных органов и достигнутых результатов.

Указанные меры должны устранить издержки нерешенных проблем государственной службы, создать хорошо организованный современный государственно-правовой институт, прочно связывающий государство с обществом.

Одним из базовых инструментов стимулирования государственных служащих к эффективной деятельности и снижения оттока из государственной службы квалифицированных специалистов должна стать достойная оплата их труда.

В этих целях необходимо предусмотреть возможность законодательного закрепления за руководителями и статс-секретарями государственных органов полномочий, позволяющих им самостоятельно распределять фонд заработной оплаты, оптимизировать структуру и штатную численность государственного органа с одновременным повышением их ответственности за результаты деятельности возглавляемого ведомства.

Дополнительным инновационным механизмом стимулирования перспективных государственных служащих должна стать деятельность Фонда поддержки государственных служащих Кыргызской Республики (далее - Фонд), финансирующего их обучение, участие в разработке и последующей реализации проектов модернизации деятельности соответствующих государственных органов.

Практика доплат к заработной плате перспективных государственных служащих из средств Фонда в последующем должна быть заменена на прогрессивную систему заработной платы, адекватную результатам деятельности государственных служащих.

Важнейшим условием укрепления системы государственного управления в стране является проведение параллельной реформы в системе местного самоуправления, основной целью которой должно стать преодоление разрыва между состоянием государственного и муниципального управления, кардинальное повышение эффективности работы органов местного самоуправления во взаимодействии с государственной службой.

5. Внедрение антикоррупционных механизмов

на государственной службе

Основным препятствием на пути модернизации государственной службы остается наличие в ней коррупционных и других негативных явлений, для преодоления которых необходимо:

- совершенствовать механизмы обеспечения открытости и объективности действующей системы конкурсного отбора государственных служащих;

- законодательно закрепить дополнительные методы изучения профессиональных и личностных качеств граждан, поступающих на государственную службу, а также действующих государственных служащих, включая психометрическое тестирование, исследования на полиграфе, позволяющие предотвращать и выявлять коррупционные и иные правонарушения;

- внедрить электронный формат предоставления деклараций государственными служащими, механизмы проверки их достоверности, правовые нормы, повышающие ответственность за нарушение установленных законодательством требований в данной сфере;

- ввести в законодательство норму, предусматривающую пожизненный запрет на занятие государственных должностей государственными служащими, уволенными с государственной службы за коррупционные преступления;

- создать необходимые условия для работы общественных наблюдательных советов при государственных органах, нацелив их деятельность на предотвращение принятия решений, имеющих коррупционный характер, нарушающих права или ухудшающих условия жизнедеятельности граждан;

- ввести механизмы публичной отчетности государственных органов об использовании финансовых ресурсов;

- разработать и внедрить в государственных органах программы профилактического и воспитательного характера, включающие антикоррупционные, правовые и морально-этические аспекты прохождения государственной службы;

- разработать Кодекс этики государственных служащих Кыргызской Республики, устанавливающий нормы, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

6. Формирование кадрового потенциала

государственной службы

Одним из главных условий успешной модернизации государственной службы является формирование нового поколения квалифицированных управленцев.

В этих целях необходимо разработать и законодательно урегулировать механизмы:

- гарантирующие профессиональным и добросовестным государственным служащим должностную стабильность и возможности карьерного роста;

- прозрачного и объективного функционирования системы конкурсного отбора кандидатов на государственную службу, позволяющей привлекать специалистов, обладающих необходимыми интеллектуальными, деловыми и профессиональными качествами, ориентированных на честную и результативную работу;

- понижения в должности или освобождения от должности в случае неоднократного получения государственным служащим низкой оценки за результаты профессиональной деятельности;

- расширения возможностей обучения специалистов за рубежом с условием обязательной работы в сфере государственной службы Кыргызской Республики в течение 3-5 лет после завершения учебы.

Важными побудительными мотивами поступления на государственную службу для большинства государственных служащих является перспективы самореализации и социального признания. Исходя из этого, необходимо создать систему последовательного, адекватного поощрения и награждения государственных служащих за безупречную службу.

Процесс прохождения и продвижения государственного служащего на государственной службе должен иметь планомерный, социально справедливый и открытый характер, основанный на профессиональных достижениях и заслугах государственного служащего.

Действенным механизмом, обеспечивающим продвижение государственных служащих, усиление потенциала, непрерывность и преемственность государственной службы, должна стать работа по совершенствованию подходов к формированию и использованию внутреннего и Национального резерва кадров, которые необходимо пополнять из числа самых квалифицированных и талантливых специалистов.

Государственные служащие, состоящие в Национальном резерве кадров, проявившие наилучшие профессиональные и лидерские качества, высокие показатели труда и получившие положительную общественную оценку, могут быть рекомендованы для выдвижения на политические должности.

7. Развитие института статс-секретарей

государственных органов

Вопрос развития института статс-секретарей, как гаранта стабильности государственной службы в условиях многопартийности и возможной политической нестабильности, приобретает особую значимость.

Система отбора, развития и продвижения статс-секретарей государственных органов должна учитывать важные изменения в подходах работы с ними, при этом основное внимание необходимо уделить:

- наличию у кандидатов на данную должность, кроме узкопрофессиональных знаний, необходимых управленческих навыков и компетенции;

- результатам прохождения ими психометрического тестирования и исследования на полиграфе;

- оценке их предыдущей профессиональной деятельности;

- учету общественного мнения о репутации кандидатов;

- управлению их карьерой и профессиональным развитием;

- соблюдению ими морально-этических норм поведения и антикоррупционного законодательства.

Необходимо законодательно закрепить норму штатной численности государственных служащих, при которой в государственных органах учреждается должность статс-секретаря, урегулировать правовое положение статс-секретарей в иерархии руководящих должностей государственных органов, закрепить их права, полномочия и нормы, устанавливающие гарантии, периодичность их сменяемости, а также главенствующую роль при принятии кадровых решений.

Статс-секретари должны расширить свое участие в административно-организационной деятельности государственного органа, сосредоточив усилия на следующих направлениях деятельности:

- внедрение и продвижение стратегического планирования деятельности государственного органа и менеджмента;

- разработка и принятие стандартов государственных услуг, предоставляемых населению, а также повышение ответственности сотрудников за обеспечение их качества;

- внедрение прогрессивных технологий, включая систему электронного документооборота, информационных систем управления человеческими ресурсами и т.д.;

- разработка и внедрение системы мониторинга и оценки качества работы государственных служащих;

- обеспечение стабильности государственного аппарата, защиты государственных служащих от политического и иного неправомерного давления;

- обеспечение процесса профессионального развития государственных служащих, создание интеллектуального ядра государственного аппарата, отвечающего современным требованиям;

- принятие мер по предотвращению и пресечению в государственном органе коррупционных правонарушений.

8. Профессиональное развитие государственных служащих

В целях повышения компетентности государственных служащих, развития практических навыков, обеспечивающих качественное решение поставленных задач, необходимо сформировать эффективную и устойчивую систему их профессионального развития.

Современная система профессиональной подготовки предполагает:

- организацию системы регулярной целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

- разработку и принятие стратегии обучения государственных служащих, других нормативных правовых актов, регламентирующих организационно-правовые формы профессиональной подготовки государственных служащих, порядок, периодичность, сроки, условия профессионального обучения и другие вопросы;

- определение приоритетных направлений и планов дополнительного профессионального образования государственных служащих, исходя из перспективных целей и задач государственных органов;

- создание общей базы данных по профессиональному развитию государственных служащих, интегрированной в разрабатываемую информационную систему управления человеческими ресурсами;

- формирование государственного заказа на обучение государственных служащих;

- конкурсный отбор образовательных программ;

- внедрение инновационных моделей образования и новых форм учебного процесса с использованием передовых информационно-коммуникационных технологий, в том числе технологий дистанционного обучения, проведения учебных занятий в сетевом режиме и т.д.;

- создание межвузовской корпоративной системы "Электронный университет государственных служащих" для удаленного корпоративного обучения и самостоятельной подготовки государственных служащих;

- оценку и управление качеством обучения государственных служащих.

В интересах обеспечения профессионализации государственных служащих необходимо тесное взаимодействие уполномоченного государственного органа государственной службы, государственных органов, Академии управления при Президенте Кыргызской Республики (далее - Академия управления) и иных учебных заведений, предоставляющих образовательные услуги.

Академия управления должна стать не только ведущим учебным заведением по профессиональному развитию государственных служащих, но и научным, методическим центром по вопросам обеспечения приоритетных потребностей государственной службы.

При этом Академия управления становится основной базой переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, функционирующей по программам, определяемым уполномоченным государственным органом государственной службы совместно с государственными органами.

В целях обеспечения контроля качества подготовки выпускников по программам государственного и муниципального управления необходимо привлекать к работе Государственной аттестационной комиссии независимых экспертов, включенных в базу данных Министерства образования и науки Кыргызской Республики.

Одним из приоритетов по совершенствованию системы профессиональной подготовки государственных служащих должно стать развитие сотрудничества с ведущими зарубежными образовательными и научно-методическими центрами, специализирующимися в сфере государственной службы.

Регулярное повышение квалификации должно стать юридически обязательной частью прохождения службы каждым сотрудником государственного органа на протяжении всей его карьеры, учитываться при оценке и стимулировании его деятельности.

9. Система управления государственной службой

К системе управления государственной службой относятся Совет по государственной службе, уполномоченный государственный орган государственной службы, статс-секретари государственных органов, подразделения по работе с персоналом, обеспечивающие согласованность и координацию действий государственных органов, упорядоченность и единообразие организационно-кадровых процессов, в государственной службе.

Совет по государственной службе должен в тесном взаимодействии с институтом статс-секретарей проводить последовательную работу по контролю над реализацией государственными органами единой государственной политики, программы модернизации государственной службы.

В целях предотвращения политического вмешательства в деятельность Совета, а также обеспечения прозрачности его работы необходимо включить в него представителей гражданского общества, увеличить сроки пребывания членов Совета в его составе.

Необходима дальнейшая работа по повышению эффективности деятельности уполномоченного государственного органа государственной службы, направленной на совершенствование координации деятельности государственных органов, разработку и проведение последовательных мер по развитию государственной службы.

Уполномоченный орган по государственной службе должен проводить работу по формированию резерва кадров из числа кандидатов на политические должности, представлять на обсуждение гражданского общества через социальные сети их деловые и личностные качества, учитывать результаты общественного мнения при выработке предложений по выдвижению на ответственные посты.

В интересах усиления механизмов управления государственной службой целесообразно расширить полномочия уполномоченного органа по принятию мер за выявленные нарушения законодательства в сфере государственной службы.

Подразделения по работе с персоналом под руководством статс-секретарей должны перейти от узконаправленной практики кадрового делопроизводства к решению современных задач управления человеческими ресурсами в государственном органе.

10. Реализация Концепции модернизации государственной

службы Кыргызской Республики

Для решения обозначенных в Концепции модернизации государственной службы Кыргызской Республики проблем, достижения поставленной цели и задач необходимо разработать и утвердить Программу реализации Концепции, содержащую целевые показатели, ожидаемые результаты, объемы и источники финансирования, конкретные меры относительно действий исполнителей и ответственных за ее реализацию, рассчитанные на краткосрочный и среднесрочный периоды до 2015 года.

Для отслеживания хода реализации реформ необходимо разработать механизм мониторинга и оценки с участием гражданского общества, который позволит своевременно выявлять проблемы, определять пути их решения и ответственность должностных лиц за результаты выполнения намеченных мер. Результаты мониторинга будут регулярно освещаться в средствах массовой информации.

© АГЕНТСТВО НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КР

Почтовый индекс: 720010
Адрес: г. Бишкек, проспект Манаса 22а
E-Mail: dtve@elcat.kg, gapto@mail.ru, info@kesip.kg, international@kesip.kg