Положение об основах этики государственных служащих Кыргызской Республики

Утверждено

Указом Президента

Кыргызской Республики

от 9 января 2001 года N 11

ПОЛОЖЕНИЕ

об основах этики государственных служащих

Кыргызской Республики

(В редакции Указа Президента КР

от 23 октября 2002 года №288)

I. Общие вопросы

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией

Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "О государственной

службе", и устанавливает нормы поведения государственного служащего и

меры воздействия на государственных служащих за нарушения этических

норм.

Действие настоящего Положения распространяется на всех государс-

твенных служащих Кыргызской Республики.

2. Государственный орган Кыргызской Республики на основе настояще-

го Положения принимает Кодекс профессиональной этики с учетом специфики

деятельности.

II. Основные принципы этики государственных

служащих

3. Этика государственного служащего - это система норм, устанавли-

вающих и регулирующих правила поведения государственного служащего.

4. Государственный служащий должен соблюдать следующие основные

принципы этики:

- на высокопрофессиональном уровне выполнять возложенные на него

обязанности, повышать свой общеобразовательный и профессиональный уро-

вень;

- при исполнении своих служебных обязанностей и во внеслужебных

отношениях государственный служащий обязан в общении с руководством,

коллегами, подчиненными и гражданами соблюдать общепринятые правила по-

ведения, вести себя с достоинством;

- быть вежливым, корректным, терпеливым, принципиальным, стремить-

ся глубоко разобраться в существе вопроса, уметь выслушать собеседника

и понять его позицию, а также взвешивать и аргументировать принимаемые

решения;

- не оставлять без внимания факты нарушения норм этики со стороны

других государственных служащих;

- не принуждать своего подчиненного принимать неправомерные реше-

ния или совершать незаконные действия;

- не распространять служебную информацию, представляющую государс-

твенную тайну;

- не обсуждать с гражданами и другими лицами действия своего руко-

водителя, коллег или подчиненного, а также свои собственные действия на

государственной службе;

- запрещается использовать свое служебное положение в целях реше-

ния вопросов, которые непосредственно затрагивают интересы самого госу-

дарственного служащего или членов его семьи, лиц, являющихся его близ-

кими родственниками.

5. Соблюдение этики является должностной обязанностью каждого го-

сударственного служащего и закрепляется в его функциональных обязаннос-

тях.

6. Ограничения, связанные с этикой государственного служащего.

Государственный служащий не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогичес-

кой, научной и иной творческой;

- заниматься лично предпринимательской деятельностью, а также ис-

пользовать свое служебное положение для содействия физическим и юриди-

ческим лицам в осуществлении ими предпринимательской деятельности с по-

лучением за это вознаграждения в любой форме;

- быть представителем по делам третьих лиц в государственном орга-

не, в котором он состоит на службе, либо который ему непосредственно

подчинен или подконтролен;

- использовать в неслужебных целях средства материально-техничес-

кого, финансового и информационного обеспечения, служебные автотранс-

портные средства, другое государственное имущество и служебную информа-

цию;

- получать от физических и юридических лиц вознаграждения в виде

подарков, денег и услуг за осуществление действия или бездействия, свя-

занных с исполнением служебных полномочий;

- участвовать в забастовках, манифестациях и иными действиями пре-

пятствовать функционированию государственных органов и выполнению госу-

дарственными служащими должностных полномочий;

- участвовать в деятельности политических партий и религиозных ор-

ганизаций в связи со своей служебной деятельностью;

- находиться на государственной должности в государственных орга-

нах, в которых его служба связана с непосредственной подчиненностью или

подконтрольностью с лицами, имеющими с ним близкие родственные отноше-

ния (родители, супруг, родные братья и сестры, дети);

- использовать служебную информацию и служебное положение в личных

интересах;

- давать не согласованные и не уполномоченные обязательства и обе-

щания.

Государственный служащий после прекращения государственной службы

в течение года не может обращаться по месту своей прежней работы по

вопросам, которые входили в его компетенцию.

7. В соответствии с настоящим Положением государственный служащий

при исполнении своих служебных обязанностей обязан:

- не допускать конфликта интересов в своей деятельности;

- сообщать в соответствующие государственные органы о ставших ему

известными фактах нарушения законодательства Кыргызской Республики, не-

целевого использования государственных средств;

- соблюдать общепринятые морально-этические нормы, уважительно от-

носиться к обычаям и традициям народов;

- не допускать незаконного влияния или воздействия со стороны ко-

го-либо, в том числе иных должностных лиц, независимо от занимаемой ими

должности и положения, в свою служебную деятельность;

- соблюдать Кодекс профессиональной этики, принятый в государс-

твенном органе.

Государственный служащий во внеслужебное время обязан придержи-

ваться норм и правил, установленных в настоящем Положении и Кодексе

профессиональной этики, принятом государственным органом.

8. Ситуация, при которой государственный служащий имеет личный ин-

терес в результате своей деятельности на государственной службе, но ко-

торый противоречит интересам государственного органа, отдельного граж-

данина или общества в целом, признается конфликтом интересов.

Если государственный служащий испытывает давление со стороны свое-

го непосредственного руководителя или третьих лиц, направленное на при-

нятие неправомерного решения и приводящее к конфликту интересов, он

обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю государственного

органа или вышестоящему органу.

III. Органы, осуществляющие контроль за соблюдением

законодательства о государственной службе и этике

государственных служащих

(В редакции Указа Президента КР

от 23 октября 2002 года №288)

9.Комиссии по этике создаются из числа государственных служащих в

каждом государственном органе. Комиссии осуществляют постоянный

контроль за соблюдением законодательства о государственной службе и

этике государственных служащих, за соблюдением этических норм

государственных служащих.

В отношении руководителей государственных органов вышеуказанный

контроль осуществляется Комиссией по вопросам этики государственных

служащих при Президенте Кыргызской Республики.

Для выполнения возложенных функций Комиссия но вопросам этики

государственных служащих при Президенте Кыргызской Республики имеет

право в установленном порядке:

- осуществлять контроль за соблюдением государственными органами

законодательства в сфере государственной службы;

- проводить проверки деятельности государственных органов по

вопросам соблюдения законодательства о государственной службе;

- привлекать к проведению проверок работников других государственных

органов;

- запрашивать и получать от государственных органов и организаций,

должностных лиц информацию, необходимую для реализации своих функций;

- вносить предложения государственным органам и должностным лицам об

отмене или изменении решений, принятых с нарушением законодательства;

- запрашивать ежеквартальные отчеты о проделанной работе комиссией

по этике государственных органов.

(В редакции Указа Президента КР от 23 октября 2002 года №288)

10. Члены комиссии по этике избираются работниками государственно-

го органа из числа государственных служащих.

Председатель избирается членами комиссии по этике. Руководитель

государственного органа, а также его заместители входят в состав комис-

сии по должности, но не могут быть избраны председателем данной комис-

сии. Председатель комиссии по этике не может быть уволен с занимаемой

государственной должности в связи с его деятельностью в данной комиссии

без соответствующего согласия комиссии по этике, за исключением уволь-

нения по собственному желанию, по решению суда, в связи с переходом на

другую работу, в связи с избранием на выборные должности.

Председатель комиссии одновременно является ответственным лицом

государственного органа по осуществлению контроля за соблюдением

законодательства о государственной службе и этике государственных

служащих.

Председатель комиссии по этике является членом аттестационно-кон-

курсной комиссии государственного органа, формируемой в соответствии с

Положением "О порядке проведения аттестации государственных служащих

Кыргызской Республики", утвержденным Указом Президента Кыргызской Рес-

публики "Об основных вопросах обеспечения и организации государственной

службы Кыргызской Республики" от 25 июля 2000 года N 191.

Заседание комиссии по этике считается правомочным, если на нем

присутствует не менее половины ее членов. При равенстве голосов членов

комиссии по этике решающим является мнение ее председателя.

(В редакции Указа Президента КР от 23 октября 2002 года №288)

11. Комиссия по этике государственного органа вправе:

- требовать от государственного служащего, в отношении которого

проводится служебное расследование, представления письменного объясне-

ния об обстоятельствах совершенного им дисциплинарного проступка;

- осуществлять действия, направленные на объективное, полное и

всестороннее расследование обстоятельств совершенного государственным

служащим дисциплинарного проступка;

- давать предложения и рекомендации руководителю государственного

органа по вопросам этики и о принятии соответствующих мер к государс-

твенным служащим;

- разрабатывать Кодекс профессиональной этики государственного

служащего и представлять его на утверждение руководителя государствен-

ного органа;

- осуществлять контроль за соблюдением государственными служащими

законодательства о государственной службе и профессиональной этике;

- проводить проверки деятельности государственных служащих по

вопросам соблюдения законодательства о государственной службе;

- запрашивать и получать от государственных органов и организаций,

должностных лиц информацию, необходимую для реализации своих функций;

- вносить предложения государственным органам и должностным лицам об

отмене или изменении решений, принятых с нарушением законодательства.

(В редакции Указа Президента КР от 23 октября 2002 года №288)

12. Комиссия по этике ежеквартально отчитывается перед Комиссией

при Президенте о проведенной работе.

(В редакции Указа Президента КР от 23 октября 2002 года №288)

Наличие комиссии не должно позволять руководителям государственных

органов самоустраняться от ответственности за обеспечение этического

поведения во вверенном органе. Соблюдение этических требований - это

обязанность всех и каждого.

IV. Дисциплинарная ответственность государственных служащих.

Проведение служебного расследования

13. Государственный служащий несет дисциплинарную, административ-

ную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с законо-

дательством Кыргызской Республики.

Под дисциплинарной ответственностью государственного служащего по-

нимается применение руководителем государственного органа (нанимателя)

к государственному служащему мер дисциплинарного воздействия (взыска-

ния) за противоправное, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих

служебных обязанностей (совершение дисциплинарного проступка).

14. Дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора, строгого

выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии, понижения в

классном чине, понижения в должности, увольнения может быть наложено на

государственного служащего нанимателем за нарушение трудовой дисципли-

ны, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником воз-

ложенных на него служебных обязанностей, а также за нарушение требова-

ний пунктов 4-8 настоящего Положения.

15. Дисциплинарное взыскание на государственного служащего может

быть наложено руководителем государственного органа (нанимателем) лишь

в случаях установления или подтверждения факта совершения должностного

проступка (в том числе за несоблюдение правил поведения государственно-

го служащего).

16. Для установления или подтверждения факта совершения должност-

ного проступка государственным служащим может быть проведено служебное

расследование, назначаемое руководителем государственного органа (нани-

мателем) по собственной инициативе, по представлению комиссии по этике

или самого государственного служащего.

Служебное расследование также может быть проведено на основании

обращений граждан и юридических лиц, в случаях публикации в средствах

массовой информации о совершении государственным служащим должностного

(дисциплинарного) проступка.

Служебное расследование проводится комиссией по этике государс-

твенного органа.

17. На время проведения служебного расследования государственный

служащий может быть отстранен от занимаемой должности на весь период

проведения расследования с сохранением заработной платы.

18. Отказ государственного служащего от представления письменного

объяснения не препятствует проведению служебного расследования. Об от-

казе от дачи объяснений комиссией по этике составляется акт.

19. Служебное расследование проводится в порядке и сроки, установ-

ленные законодательством Кыргызской Республики.

20. По окончании служебного расследования составляется справка,

которая с материалами служебного расследования представляется на расс-

мотрение руководителя государственного органа (нанимателя) для принятия

окончательного решения.

21. Справка о проведенном служебном расследовании должна содержать

следующие сведения:

- когда, где, кем и в отношении кого было проведено служебное

расследование;

- основания назначения служебного расследования;

- обстоятельства обнаружения факта совершения государственным слу-

жащим правонарушения;

- выводы о проведенном служебном расследовании, подтвержденные не-

обходимыми материалами.

22. Служебное расследование прекращается либо не проводится в слу-

чаях:

- чистосердечного признания государственным служащим в совершенном

проступке;

- истечения сроков привлечения к дисциплинарной ответственности;

- если в совершенном проступке обнаруживаются признаки состава

уголовного преступления.

23. Комиссия при Президенте имеет право проводить по своей инициа-

тиве служебное расследование в отношении любого государственного служа-

щего, а также требовать материалы по проводимым служебным расследовани-

ям в государственном органе.

24. В случае подтверждения проведенным служебным расследованием

совершения государственным служащим дисциплинарного проступка, руково-

дитель государственного органа (наниматель) налагает на него дисципли-

нарное взыскание.

В решении руководителя государственного органа (нанимателя) указы-

ваются установленные служебным расследованием обстоятельства, послужив-

шие основанием для наложения дисциплинарного взыскания.

25. Дисциплинарное взыскание может быть снято досрочно по хода-

тайству непосредственного руководителя государственного служащего, а

также по собственной инициативе должностного лица, наложившего такое

взыскание.

О досрочном снятии дисциплинарного взыскания издается соответству-

ющее решение.

V. Заключительное положение

26. В случае несогласия государственного служащего с наложенным на

него дисциплинарным взысканием, он вправе обжаловать решение о наложе-

нии дисциплинарного взыскания в порядке, установленном законодательст-

вом Кыргызской Республики.

© АГЕНТСТВО НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КР

Почтовый индекс: 720010
Адрес: г. Бишкек, проспект Манаса 22а
E-Mail: dtve@elcat.kg, gapto@mail.ru, info@kesip.kg, international@kesip.kg