Закон КР "О внутреннем аудите"

Закон Кыргызской Республики

от 26 января 2009 года № 25

О внутреннем аудите

(В редакции Законов КР от 7 февраля 2014 года № 29, 16 декабря 2016 года № 207)

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением внутреннего аудита государственных органов и учреждений, и устанавливает принципы и основы его создания и функционирования.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Законодательство Кыргызской Республики в области внутреннего аудита

Законодательство Кыргызской Республики в области внутреннего аудита основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона, иных нормативных правовых актов, а также вступивших в установленном порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

2. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 7 февраля 2014 года № 29)

3. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 7 февраля 2014 года № 29)

(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)

Статья 2. Сфера действия и цели настоящего Закона

1. Настоящий Закон распространяет свое действие на министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные государственные органы, иные органы исполнительной власти, органы системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, органы местного самоуправления, их подведомственные организации, государственные предприятия.

Настоящий Закон не распространяет свое действие на Национальный банк Кыргызской Республики.

2. Целями настоящего Закона являются:

1) определение принципов внутреннего аудита государственных органов и учреждений;

2) определение компетенции государственных органов и учреждений в области внутреннего аудита;

3) установление ответственности и полномочий по разработке стандартов внутреннего аудита и методологии.

(В редакции Законов КР от 7 февраля 2014 года № 29, 16 декабря 2016 года № 207)

Статья 3. Понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие понятия:

1) внутренний аудит - независимая и объективная функция, выполняемая внутри объекта внутреннего аудита, включающая в себя анализ, оценку и мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля; надежности и достоверности финансовой и управленческой информации; результативности, экономичности и эффективности деятельности и управления; сохранности активов и соблюдения законодательства Кыргызской Республики;

2) управленческая информация - информация, касающаяся операционной деятельности объекта внутреннего аудита;

3) внутренний аудитор - должностное лицо службы внутреннего аудита, осуществляющее внутренний аудит в соответствии с настоящим Законом;

4) конфликт интересов - деятельность или отношения, которые способны ограничить объективность и независимость уполномоченного государственного органа в области внутреннего аудита, служб внутреннего аудита, их сотрудников;

5) объекты внутреннего аудита - министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные государственные органы, иные органы исполнительной власти, органы системы государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, органы местного самоуправления, их подведомственные организации, государственные предприятия;

6) руководитель объекта внутреннего аудита - должностное лицо, возглавляющее объект внутреннего аудита и ответственное за создание и функционирование адекватной и эффективной системы внутреннего контроля и реализацию и обеспечение адекватного функционирования внутреннего аудита, независимость внутренних аудиторов при планировании, проведении и подготовке отчетности по внутреннему аудиту в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

7) система внутреннего контроля - система мер и процедур, принимаемых руководством объекта внутреннего аудита для достижения результативного, экономичного и эффективного управления объектом аудита, включающих бухгалтерский учет, финансовую отчетность, соблюдение нормативных правовых актов, внутренних актов объекта аудита, предотвращение и выявление противоправных деяний, обеспечение сохранности активов, надежности, правильности и адекватности финансовой и управленческой отчетности и информации, а также их подготовку;

8) служба внутреннего аудита - структурное подразделение объекта внутреннего аудита, осуществляющее внутренний аудит в соответствии с настоящим Законом.

(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)

Статья 4. Создание системы внутреннего контроля

Создание и функционирование системы внутреннего контроля обеспечиваются руководителем объекта внутреннего аудита в целях:

1) достоверности и целостности финансовой и управленческой информации;

2) результативности, экономичности и эффективности деятельности объекта внутреннего аудита;

3) сохранности активов объекта внутреннего аудита;

4) соблюдения нормативных правовых актов.

(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)

Глава 2
Принципы и стандарты внутреннего аудита

Статья 5. Роль и задачи внутреннего аудита

Ролью внутреннего аудита является содействие руководству объекта внутреннего аудита в соблюдении и совершенствовании системы внутреннего контроля посредством исполнения следующих основных задач:

1) обзора и оценки системы внутреннего контроля объекта внутреннего аудита и предоставления руководителю объекта внутреннего аудита отчетов и рекомендаций по улучшению ее деятельности;

2) разработки в соответствии с проведенной оценкой рисков и предоставление для утверждения руководителю объекта внутреннего аудита стратегических, долгосрочных и годовых планов развития, а также планов профессионального обучения внутренних аудиторов;

3) подготовки аудиторских отчетов по каждому проведенному аудиту и согласование их с руководителем объекта внутреннего аудита;

4) предоставления аудиторского отчета и рекомендаций руководителю объекта внутреннего аудита.

Статья 6. Принципы внутреннего аудита

Внутренний аудит осуществляется с обязательным соблюдением следующих принципов:

1) независимости и объективности - деятельность службы внутреннего аудита должна быть организационно и функционально независима от других структурных подразделений объекта внутреннего аудита и не должна быть вовлечена в управленческую деятельность; руководитель службы внутреннего аудита должен быть подотчетен только руководителю объекта внутреннего аудита;

2) компетентности (профессиональности) - совокупность профессиональных знаний и навыков работников службы внутреннего аудита, необходимых для осуществления качественного аудита в соответствии со стандартами внутреннего аудита;

3) конфиденциальности - недопустимость разглашения информации, полученной при проведении аудита, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 7. Стандарты внутреннего аудита

1. Стандарты внутреннего аудита - обязательные единые требования по планированию, проведению, подготовке, отчетности и мониторингу деятельности по внутреннему аудиту.

2. Стандарты внутреннего аудита утверждаются Правительством Кыргызской Республики.

Статья 8. Совет по внутреннему аудиту

В целях эффективного функционирования системы внутреннего аудита Правительство Кыргызской Республики образовывает Совет по внутреннему аудиту и утверждает положение о нем.

Функции, полномочия и другие вопросы, включая вопросы обеспечения деятельности Совета, определяются в положении.

(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)

Глава 3
Уполномоченный государственный орган в области внутреннего аудита

Статья 9. Уполномоченный государственный орган в области внутреннего аудита

1. Уполномоченным государственным органом в области внутреннего аудита является государственный орган, определяемый Правительством Кыргызской Республики.

2. Положение об уполномоченном государственном органе в области внутреннего аудита утверждается Правительством Кыргызской Республики.

Статья 10. Координация деятельности внутреннего аудита

Уполномоченный государственный орган в области внутреннего аудита:

1) разрабатывает стандарты внутреннего аудита с учетом стандартов Международного института внутренних аудиторов и представляет на утверждение Правительству Кыргызской Республики;

2) осуществляет мониторинг за соблюдением службами внутреннего аудита стандартов внутреннего аудита и один раз в два года проводит оценку служб внутреннего аудита;

3) разрабатывает рекомендуемую методологию внутреннего аудита;

4) обеспечивает консультационную помощь службам внутреннего аудита объектов аудита в соответствии с их запросами;

5) обеспечивает проведение внутреннего аудита в тех объектах внутреннего аудита, где отсутствуют службы внутреннего аудита, и согласовывает с Советом по внутреннему аудиту сроки проведения;

6) готовит и предоставляет ежегодно, не позднее 1 марта, отчет о деятельности служб внутреннего аудита за предыдущий год Правительству Кыргызской Республики;

7) координирует деятельность по обучению и профессиональному развитию внутренних аудиторов.

Статья 11. Отчетность в области внутреннего аудита

Службы внутреннего аудита не позднее 1 февраля предоставляют уполномоченному государственному органу в области внутреннего аудита отчет о выполнении плана по аудиту за предыдущий год с информацией о выполнении внесенных службой внутреннего аудита рекомендаций и предпринятых действиях по их реализации.

Статья 12. Формирование служб внутреннего аудита в объектах внутреннего аудита

1. Перечень объектов внутреннего аудита, которые обязаны иметь службу внутреннего аудита, определяется Правительством Кыргызской Республики.

2. Проведение внутреннего аудита в объектах внутреннего аудита, не имеющих собственной службы внутреннего аудита, осуществляется в сроки и порядке, определяемых настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)

Глава 4
Служба внутреннего аудита

Статья 13. Служба внутреннего аудита

1. Служба внутреннего аудита подотчетна руководителю объекта внутреннего аудита и должна быть независима от других структурных подразделений объекта внутреннего аудита в планировании своей работы, выполнении внутреннего аудита и подготовке отчетов.

2. Служба внутреннего аудита предоставляет консультативную помощь в создании системы внутреннего контроля объекта внутреннего аудита и разрабатывает стратегические, долгосрочные и годовые планы своей деятельности, включая планы профессионального обучения внутренних аудиторов.

(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)

Статья 14. Основные обязанности и права служб внутреннего аудита

1. Служба внутреннего аудита имеет следующие основные обязанности:

1) разрабатывать стратегические и годовые планы проведения внутреннего аудита на основе оценки рисков с учетом мнения руководителя объекта внутреннего аудита;

2) составлять ежеквартальные отчеты мониторинга выполнения ежегодных планов для руководителя объекта внутреннего аудита;

3) ежегодно отчитываться перед руководителем объекта внутреннего аудита о проделанной работе по плану;

4) оценивать эффективность системы внутреннего контроля и ее соответствия целям объекта внутреннего аудита;

5) оценивать достоверность и достаточность финансовой, бухгалтерской, управленческой и другой информации;

6) оценивать соответствие деятельности структурных подразделений объекта внутреннего аудита нормативным правовым актам, указанным функциям и утвержденным планам деятельности;

7) оценивать эффективность и соответствие требованиям по использованию ресурсов, достаточность контроля за использованием ресурсов и защиты от потерь;

8) предоставлять отчет о результатах аудита;

9) вносить рекомендации, необходимые для улучшения работы объекта внутреннего аудита;

10) координировать деятельность служб внутреннего аудита подведомственных организаций объекта внутреннего аудита;

11) предоставлять консультативную и методологическую помощь службам внутреннего аудита подведомственных организаций в соответствии со стандартами внутреннего аудита и рекомендуемой методологией;

12) не разглашать информацию, относящуюся к государственной или иной, охраняемой законом тайне.

2. Служба внутреннего аудита имеет право доступа ко всей информации, включая секретную, согласно предоставленному в соответствии с действующим законодательством им уровню доступа, и ко всем записям, включая записи в электронном виде, имеющимся в организации и необходимым для проведения аудита.

(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)

Статья 15. Руководитель службы внутреннего аудита

Руководитель службы внутреннего аудита:

1) несет установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность за организацию работы службы внутреннего аудита и выполнение возложенных на нее задач;

2) определяет процедуры внутреннего аудита в соответствии с утвержденными стандартами и рекомендованной методологией внутреннего аудита;

3) осуществляет мониторинг качества внутреннего аудита;

4) предоставляет руководителю объекта внутреннего аудита годовой отчет о деятельности службы, включая оценку системы внутреннего контроля;

5) информирует руководителя объекта внутреннего аудита о любых выявленных фактах, связанных с противозаконной деятельностью в объекте внутреннего аудита.

6) разрабатывает и внедряет программу обеспечения качества, включая внутренние и внешние оценки;

7) определяет цели, охват, периодичность и ресурсы аудита для выполнения каждого аудиторского задания;

8) не вправе:

а) разглашать и предоставлять информацию, которая стала известна в ходе или в связи с проведением деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательством;

б) использовать свои права в целях причинения вреда аудируемому лицу, а также злоупотреблять этими правами при осуществлении своей деятельности.

(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)

Глава 5
Внутренние аудиторы

Статья 16. Права и обязанности внутренних аудиторов

1. Внутренний аудитор при проведении внутреннего аудита должен соблюдать стандарты внутреннего аудита и иные требования законодательства Кыргызской Республики.

2. Внутренний аудитор имеет следующие права:

1) получать и проверять всю необходимую документацию (в том числе в электронном формате) и пояснения, необходимые для проведения аудита;

2) получать от сотрудников объекта внутреннего аудита копии всех необходимых документов, относящихся к внутреннему аудиту.

Статья 17. Ограничение в отношении назначения внутреннего аудитора

1. Назначение и освобождение от должности внутренних аудиторов производятся в соответствии с настоящим Законом, Законом Кыргызской Республики "О государственной службе" и трудовым законодательством Кыргызской Республики руководителем объекта внутреннего аудита, где создана служба внутреннего аудита.

2. Лицо, привлекавшееся к уголовной ответственности за умышленные преступления, в отношении которого судимость не снята либо не погашена, не может быть назначено внутренним аудитором.

Статья 18. Конфликт интересов

1. Внутренние аудиторы не должны допускать конфликта интересов. Запрещается проведение аудита сотрудником службы внутреннего аудита:

1) имеющим личные и/или имущественные интересы в той части объекта, где проводится аудит;

2) работавшим в той части объекта внутреннего аудита, где проводится внутренний аудит, в проверяемый период или в течение последних двенадцати месяцев;

3) при наличии других условий, влияющих на объективность и непредвзятость внутреннего аудитора, установленных в стандартах внутреннего аудита.

2. При возникновении конфликта интересов сотрудники службы внутреннего аудита должны сообщить об этом руководителю службы внутреннего аудита или, в случае конфликта интересов с вовлечением руководителя службы внутреннего аудита, сообщить об этом руководителю объекта внутреннего аудита.

Глава 6
Права и обязанности руководителя объекта внутреннего аудита

Статья 19. Обязанности руководителя объекта внутреннего аудита, имеющего службу внутреннего аудита

Руководитель объекта внутреннего аудита, имеющего службу внутреннего аудита:

1) утверждает годовой и долгосрочный планы работы, проверок и планы по обучению для службы внутреннего аудита;

2) принимает решения о реализации рекомендаций, содержащихся в отчетах по внутреннему аудиту;

3) рассматривает годовой отчет о проведении внутреннего аудита;

4) информирует соответствующие органы о выявленных незаконных действиях. Государственные органы, получившие информацию о выявленных незаконных действиях, обязаны по завершении соответствующих проверок (следствия, ревизий, экспертиз и т.п.) принять необходимые меры и о результатах сообщить руководителю объекта внутреннего аудита.

Статья 20. Обязанности руководителя объекта внутреннего аудита, не имеющего службу внутреннего аудита

Руководитель объекта внутреннего аудита, не имеющего службу внутреннего аудита, в отношении которого осуществляется внутренний аудит извне, обязан:

1) создать условия для проведения внутреннего аудита;

2) утвердить план действий и принять соответствующее решение по выполнению рекомендаций, предусмотренных в аудиторском отчете.

(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)

Глава 7
Взаимоотношения с другими организациями в области внутреннего аудита

Статья 21. Взаимоотношения со Счетной палатой Кыргызской Республики

1. Счетная палата Кыргызской Республики не вправе вмешиваться в деятельность служб внутреннего аудита по планированию внутреннего аудита в объектах внутреннего аудита.

2. Счетная палата Кыргызской Республики не вправе использовать результаты внутреннего аудита в целях применения каких-либо санкций.

(В редакции Закона КР от 7 февраля 2014 года № 29)

Глава 8
Другие положения

Статья 22. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.

2. Правительству Кыргызской Республики в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона:

1) привести свои решения в соответствие с настоящим Законом;

2) обеспечить принятие нормативных правовых актов, вытекающих из настоящего Закона;

3) внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения о приведении законодательства Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом.

Президент

Кыргызской Республики

К.Бакиев

© АГЕНТСТВО НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КР

Почтовый индекс: 720010
Адрес: г. Бишкек, проспект Манаса 22а
E-Mail: dtve@elcat.kg, gapto@mail.ru, info@kesip.kg, international@kesip.kg