Учебно-методическая работа: инновации в обучении

О состоянии научно-методическй работы и интеграция инноваций в содержание обучающих программ в системе начального и среднего профессионального образования Кыргызской Республики

Важным фактором повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях системы является научно-методическая работа.

Работа научно-методической деятельности направлена на реализацию задач по содержанию обучения, совершенствованию методической работы, организацию повышения квалификации специалистов профессионально-технического образования, ориентированных на решение задач по внедрению в практику новых методов и приемов обучения, умеющих нестандартно мыслить, готовых к внедрению инновации.

Преобразования, происходящие в социально-экономической сфере общества, введение рыночных механизмов в народном хозяйстве, в том числе в сфере труда определяют необходимость преобразования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих. В настоящее время требуются новые подходы в обучении, изменение качества и содержания образования, внедрение инновационных методов обучения, технических средств, в соответствии с требованиями системы занятости, а значит и нового содержания учебных планов, программ, создания более гибкой системы разработки.

Наиболее приемлемым является технология модульной системы обучения, которая является гибким инструментом повышения качества подготовки рабочих кадров. По данному вопросу ведется активная работа с социальными партнерами при поддержке международных проектов.

Отделом научно-методической работы АНСПО проделана большая работа по обновлению содержания за счет внедрения модульных программ обучения на основе методики Международной Организации Труда (МОТ).

В настоящее время 30 модульных пакетов (модули трудовых навыков) МОТ в сфере строительства, общественного питания и информационных технологий адаптируются к условиям Кыргызстана. В числе 30 модульных пакетов 4 разработаны Кыргызстаном:

  • ПЛ № 10 по професси "повар-мясник"- вид работы "Разделка и обвалка мясных туш и птицы"
  • ПЛ № 17 по профессии "портной" - "Изготовление украшений для вечерних платьев";
  • ПЛ № 43 по профессии "гид проводник туристических маршрутов";
  • ПЛ № 47 по профессии "изготовитель художественных изделий из войлока".

Обучены национальные фасилитаторы, которые работают над адаптацией данных материалов (АПТО, ПЛ №№10,43,47).

Разработано «Руководство по разработке модульных учебных программ в Кыргызской Республике» при участии социальных партнеров. Согласно данного руководства изданы «Учебно-программная документация по модульным технологиям обучения для подготовки рабочих в системе профессионально-технического образования» по 20 профессиям.

Проведены ряд семинаров по обучению и внедрению модульной технологии обучения для преподавателей, мастеров производственного обучения в количестве 130 чел.

Целенаправленное внедрение модульной технологии обучения дает возможность готовить в сжатые сроки специалистов более высокого уровня, которые быстрее адаптируются к новым технологическим требованиям, что в свою очередь повышают их конкурентоспособность на рынке труда.

В рамках межрегионального проекта ГТЦ «Межрегиональное сотрудничество в профессиональном образовании стран Центральной Азии» (повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения) с 2004 по 2008 гг. новым методам обучения обучены 4 старших мультипликатора по республике, которые соответственно обучили 50 младших мультипликаторов по регионам, и в целом, повысили квалификацию 473 инженерно-педагогических работников системы ПТО.

В подготовке кадров первостепенное значение придается обучению предпринимательству, подготовке будущих лидеров малого и среднего бизнеса. Именно они являются движущей силой производства на этапе экономических преобразований.

Пересмотрены основные подходы к разработке учебных планов, программ для подготовки молодежи и безработного взрослого населения с учетом потребности работодателей. В учебные планы с различными сроками обучения введены новые предметы, как «Основы предпринимательства и бизнеса» в объеме 120 часов - со сроками обучения 2 г. и 3 г.; 60 часов - со сроком обучения 10 мес., 40 часов для учебных заведений при ГСИН. Это позволяет выпускникам профтехучилищ получать знания в области организации предпринимательства.

В целях урегулирования миграционных процессов разработана 5-часовая интегрированная программа по трудовой миграции в предмет «Основы правоведения».

23 сентября 2008 года было подписано Соглашение между ГТЦ и Госагентством по профессионально – техническому образованию при ПКР в рамках проекта «Профессионально - педагогическая / дидактическая квалификация выпускников выбранных модельных учреждений (университетов -педагогических институтов) центральноазиатских стран, соответствующие требованиям современного профессионального образования».

Отобранные модельные учреждения: ВУЗы (Узбекистан, Казахстан); курсы повышения квалификации системы ПТО (Кыргызстан, Таджикистан).

В соответствии с планом мероприятий проекта в ноябре 2008 года состоялась ознакомительная поездка в ФРГ, где приняли участие делегации стран - участниц: Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан. Во время поездки участники ознакомились с системой подготовки преподавателей для профессиональных училищ Германии, в частности с деятельностью партнера по проекту - Технический Университет Лейпцига.

С 9 по 12 апреля 2009 года состоялся II региональный семинар в г. Алматы по теме «Модуль 1: Обучение, ориентированное на действие, связанное с рынком труда».

С 11 по 17 мая 2009 года проведен III региональный семинар в г. Бишкек по теме «Методы профессионального обучения и повышения квалификации. Введение образовательных модулей в учебный процесс».

С 22 по 26 июня 2009 года состоялся IV региональный семинар в г. Душанбе, Таджикистан по презентации Модуля № 6 «Дидактическая организация лабораторных занятий», «Выбор обучающих средств обучения».

С 19 по 26 июля 2009 года состоялся V региональный семинар в г. Ташкент, Узбекистан по теме «Специальная дидактика по сельскому хозяйству».

С 23 по 30 сентября 2009 года в г. Бишкек, Кыргызстан проведен VI региональный семинар по теме «Модуль 5 и Модуль 3».

С 18 по 20 ноября 2009 года в г. Астана, Казахстан прошел VII региональный семинар «Ход разработки и внедрение модулей». В рамках семинара состоялась научная конференция «Концепция модульного обучения и его аккредитация», также участники семинара приняли участие в работе Форума «Профессиональное образование и бизнес: Диалог партнеров».

По результатам семинаров рабочая группа обобщает полученные знания с учетом местных требований повышения квалификации инженерно - педагогического персонала системы ПТО КР (имеется электронная и печатная версии у каждого члена рабочей группы).

В настоящее время запланирована адаптация Модуля 1 для апробации в Центре повышения квалификации инженерно - педагогических работников с 15 февраля 2010 года.

Проект Сельского и Сельскохозяйственного Профессионально-технического образования «Хельветас» (A-STAR) ориентирует свою деятельность на развитие сельской местности в целом, способствуя созданию эффективной системы профтехобразования. Проект создает и внедряет новую систему обучения для будущих фермеров в профессиональных лицеях Нарынской, Баткенской, Чуйской, Таласской, Ыссыккульской областей

В первой фазе проекта подготовлены и изданы учебные пособия по 22 наименованиям на кыргызском языке.

При участии специалистов отдела подготовлено к изданию «Методическое руководство по разработке модулей» по специальности «фермер-предприниматель» для преподавателей Ысыккульской и Чуйской области».

Будущие фермеры учатся решать проблемы, связанные с предпринимательской деятельностью (составление реальных бизнес-планов с последующим микрокредитованием с целью реализации бизнес-плана).

Главный результат такого инновационного эксперимента заключается в том, что используя полученные кредиты учащиеся приобретают практические навыки прибыльного ведения собственного бизнеса

Начиная с 2006-2007 учебного года данные в четырех учебных заведения :ПЛ № 19 с.Алтымыш Кеминского р-на Чуйской области, ПЛ № 81 с. Боконбаево Иссыккульской области, ПЛ№ 82 с. Ананьево, ПЛ №2 г. Каракол Иccыккульской области начали обучение по профессии «фермер-предприниматель» со сроком обучения – 16 мес., при помощи местных тренинг – фондов, именуемых «КОЖО».

Во 2 фазе подготовлены и изданы со стороны проекта учебные пособия по 33 наименованиям в т.ч 16 – на кыргызском, 17- на русском языках.

Проект тесно сотрудничает с Агентством начального и среднего профессионального образования КР по вопросам стандартизации инноваций, которые состоят как из теоретического, так и из практического обучения 16-ти месячного курса и осуществляется с использованием помещений и ресурсов самих училищ.

Кроме того, студенты получают микро-кредиты для реализации разработанных ими бизнес-планов и практические задания во время ученической практики

Инновационный характер имеет работа ПЛ № 15 с местным сообществом. Так, при поддержке Европейского Фонда Образовании (ЕФО) обучили 15 человек по фермерской специальности. Завершив обучение, они получили возможность успешно вести свои фермерские хозяйства.

Инновационные подходы работы можно показать на примере ПЛ № 18. В рамках проекта ГТЦ совместно с ассоциациями «Легпром» и «Союзтекстиль» здесь создан учебный центр «Швей-профи». В целях повышения квалификации преподавателей, мастеров производственного обучения учебных заведений системы профтехобразования здесь проводятся обучающие тренинги по инновационным технологиям швейного производства.

Согласно заключенного 3-х стороннего договора о совместном сотрудничестве с фирмой «КНАУФ Гипс-Капчагай» (Казахстан), ОсОО «Еврогипс» (Кыргызстан) и ПЛ №4 по подготовке рабочих кадров проводится определенная работа:

  • за счет социальных партнеров 2 мастера производственного обучения прошли обучение на заводе «КНАУФ Гипс-Капчагай»;
  • создан стипендиальный фонд в сумме 30 тыс.сом (по 15 тыс. сом на каждый семестр);

Приобретены:

  • оборудование и расходные материалы по подготовке специалистов «Мастеров сухого строительства»;
  • учебно-наглядные материалы для новых специальностей (60 учебников, 240 наглядных пособий);
  • специальные одежды для практики.

При поддержке вышеуказанных партнеров оборудованы «Класс КНАУФ» и учебная мастерская. В настоящее время ПЛ № №4, 22, 5 и др. ведут подготовку специалистов по новой профессии «Мастер сухого строительства».

Таким образом, обобщая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что в деятельности учебных заведений системы профессионально-технического образования имеется множество инновационных подходов.

© АГЕНТСТВО НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КР

Почтовый индекс: 720010
Адрес: г. Бишкек, проспект Манаса 22а
E-Mail: dtve@elcat.kg, gapto@mail.ru, info@kesip.kg, international@kesip.kg