История становления системы профессионально-технического образования

Система начального и среднего профессионального образования Кыргызстана начала формироваться еще в первые годы Советской власти на основании декрета «Об учебной профессионально-технической повинности» в соответствии, с которым вводилось обязательное профессионально-техническое обучение всех рабочих в возрасте от 18 до 40 лет.

На основе декрета во второй половине 1920 года по решению Наркомпроса в Туркестане создается Комитет профессионального образования (Туркпрофобр), который в течении 1921 года организует систему различных курсов. В Кыргызстане такие курсы были созданы на каменноугольных рудниках «Кызыл-Кыя» и «Сулюкта». Продолжительность занятий составляла от 4 недель до 8 месяцев.

В 1923 году при руднике «Кызыл Кыя» была создана школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), которая явилась родоначальником системы профессионально-технического образования Кыргызстана. Созданные в республике первые школы ФЗУ готовили по трех и четырех летней программе горняков, токарей и механиков и выпускала для промышленности по 50-80 квалифицированных рабочих ежегодно. Подготовка рабочих основывалась на молодежи, окончившей 4 класса и ликбез.

Система подготовки кадров через заводские школы ФЗУ в конце 30 годов уже не покрывала нужд народного хозяйства не только в количественном отношении, она не давала возможности осуществлять в должной мере плановую подготовку квалифицированных рабочих кадров для всех отраслей народной промышленности. Создание трудовых резервов для промышленности началось в 1942 году.

Постановлением Совнаркома Киргизской ССР от 15 апреля 1942 года было организовано Киргизское республиканское управление трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров Киргизкой ССР. 15 апреля 1942 года считается датой отсчета профессионально-технического образования Кыргызстана, как системы.

В том же году дополнительно было открыто еще 11 учебных заведений профтехобразования. За военные годы учебные заведения подготовили необходимое количество рабочих для замены кадров, ушедших на фронт. За три года войны в нашей республике были подготовлены около 30 тысяч промышленных рабочих семидесяти различных специальностей: забойщики, проходчики, электрослесари, слесари по ремонту паровозов и вагонов, литейщики, связисты, печатники, помощники машинистов паровозов, строители, токари и т.д. Они составили костяк производственного персонала для созданных в ту пору тридцати новых крупных предприятий – металлообрабатывающих, текстильных, пищевых, горнодобывающих.

За послевоенные годы (1946-1952) учебными заведениями трудовых резервов республики было подготовлено для отраслей народного хозяйства свыше 16,5 тыс. молодых квалифицированных рабочих. К началу 1948 года в системе насчитывалось 28 учебных заведений, в т. ч. 8 ремесленных училищ, одно железнодорожное и 19 школ ФЗО. В 1954 году республиканское управление трудовых резервов приняло в свою систему 5 школ механизации сельского хозяйства, преобразовав их в училища. Уже через год эти училища располагали 40 комбайнами, 120 тракторами, 435 различными сельхозмашинами.

В 1959 году решением Совета Министров республики Управление трудовых резервов было преобразовано в Главное управление профтехобразования. В этом же году были выделены средства на строительство новых училищ. К 1965 году количество училищ достигло 40. Контингент обучающихся в них составлял около 13 тыс. человек, которые обучались по 58 профессиям. Уже через десять лет количество учебных заведений увеличилось на 30, а контингент в них возрос в 3 раза.

Планами на 80-90 годы были намечены практические меры по значительному увеличению подготовки механизаторов в сельских профтехучилищах. Только за 1980-1985 годы сельское хозяйство получило около 39 тыс. трактористов, квалифицированных специалистов механизаторских профессий. Средние сельские профтехучилища стали своего рода культурными центрами на селе, как № 6 Таласского района, № 8 г. Кызыл-Кыя, № 62 Узгенского района, № 13 Кара-Буринского района, № 81 Тонского раина, № 15 Кочкорского района. В последствии все эти училища преобразованы в профессиональные лицеи. В этот же период были построены ряд комплексов для училищ с учебными корпусами, производственными мастерскими, общежитиями и столовыми. В Чуйской зоне, к примеру, были построены три таких комплекса в Жайылском, Кеминском и Сокулукском районах. К сожалению, они оказались и последними.

В начале 90-х годов с распадом СССР и переходом на рыночную основу происходит опережающий рост численности квалифицированных рабочих в общей структуре занятых. На этот период в системе профтехобразования имелось 122 профтехучилища с контингентом учащихся более 60 тыс. человек. Подготовка велась по 230 профессиям.

Система профессионально-технического образования (с 1999 года система начального профессионального образования) республики за последние 20 лет претерпела ряд структурных преобразований: до 1988 года - Госкомитет Киргизской ССР по профтехобразованию; 1988-1991г.г. - Учебно-методическое управление профтехобразования в составе Министерства народного образования; с 1991 по 1994 г.г.- Госкомитет Республики Кыргызстан по подготовке рабочих кадров и предпринимателей; с 1994 года - Главное управление профтехобразования; с 2001 года - Управление по начальному профессиональному образованию Министерства труда и социальной защиты Кыргызской Республики; с 6 февраля 2007 года по октябрь 2009 года - Государственное агентство по профессионально- техническому образованию при Правительстве Кыргызской Республики. В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по обеспечению реализации Закона Кыргызской Республики «О структуре Правительства Кыргызской Республики» от 26 октября 2009 года УП №425 преобразовано в Агентство по профессионально-техническому образованию при Министерстве труда, занятости и миграции Кыргызской Республики.

В целях оптимизации деятельности государственных органов исполнительной власти, разграничения их задач, функций и реализации постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики "О структуре Правительства Кыргызской Республики" от 5 ноября 2015 года № 11-VI, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Представительстве Кыргызской Республики" Правительство Кыргызской Республики постановляет:

Агентства профессионально-технического образования в ведение Министерства образования и науки Кыргызской Республики.

На сегодняшний день в системе начального и среднего профессионально образования насчитывается 100 учебных заведений ( 6 – профучилищ при Государственной службе исполнения наказаний). 100 учебных заведений имеют статус профессиональных лицеев, 6 – профессиональных училищ при Государственной службе исполнения наказаний, 129 – колледжей. Где ежегодно в ПЛ на бюджетной основе обучаются в среднем более 26 тыс. квалифицированных рабочих кадров по 80-90 различным профессиям.

К началу 2012 года контингент учащихся в ПЛ составляет 32,0 тыс. человек, в том числе за счет бюджета обучаются 29, 5 тыс. человек. Мощности и наличие соответствующий материальной базы, специально разработанные программы позволяют переобучать до 40 тыс. человек.

75,8% выпускников трудоустроено в различные предприятия республики, с учетом свободного трудоустройства – 88, 5 %, остальные выпускники уходят на службу в армию или продолжают обучение в ВУЗах республики. Большинство выпускников приходится на такие отрасли как: строительство, сельское хозяйство, легкая промышленность, пищевое производство, сфера обслуживания и др.

Однако этого количества специалистов явно недостаточно, чтобы удовлетворить нужды развивающейся экономики, особенно учитывая дефицит кадров в республике.

Агентством основной упор делается на усиление связей между работодателями и учебными заведениями системы. В целях укрепления связей с работодателями и установления более тесных связей с рынком труда подписаны соглашения и меморандумы о сотрудничестве. Среди партнеров можно назвать такие крупные профессиональные объединения и предприятия как:

  • Национальная конфедерация работодателей Кыргызстана
  • Торгово-Промышленная Палата Кыргызской Республики
  • Ассоциация Легпром
  • Ассоциация Союзтекстиль
  • Профсоюз работников текстильной, легкой, бумажной промышленности, сферы услуг
  • Производственно-строительная фирма ОАО «Бишкек курулуш»
  • ОАО ДСК «Азат»
  • Совет Федерации работодателей промышленности «Гильдия директоров»
  • ООО «Кыргызский КНАУФ маркетинг»
  • ГП «Кыргызпочтасы»
  • ОАО «Кыргызтелеком
  • Троллейбусное управление г. Бишкек

Также тесное сотрудничество налажено с Кыргызской горной ассоциацией, строительными компаниями республики, горнодобывающими предприятиями, с Южно - Корейской строительной компанией «Artis Global Go., Ltd» и другими работодателями.

Основной задачей Агентства начального и среднего профессионального образования является повышение качества профессионального образования, постановка его на более высокий информационно - технологический уровень, отвечающий международным стандартам, способный обеспечить все сферы производства высококвалифицированными рабочими кадрами.

Практически все учебные заведения системы, расположенные в городах имеют мастерские, а сельские - учебные хозяйства. В них организовано производство различной продукции, расширяется сфера оказания платных услуг населению. Выпускаются металлоизделия, мебель, сувениры, полиграфическая продукция, национальные изделия.

Система начального и среднего профессионального образования располагает потенциальными возможностями для обучения и переобучения взрослого незанятого населения и безработных. В настоящее время подготовке и переподготовке безработных осуществляется почти во всех учебных заведениях (более 6 тыс. в год).

За годы существования системы профтехобразования подготовлено более одного миллиона квалифицированных рабочих кадров.

Немалый вклад в развитие системы начального и среднего профессионального образования внесли Тойгомбаев Ж.Т., возглавлявший с 1956 по 1977 год Киргизское Республиканское управление трудовых резервов; Касендеев И.К., проработавший Председателем Госкомитета по профессионально-техническому образованию с 1977 по 1998 год; Почтман В.А., возлавлявшая Республиканскую методическую службу более 30 лет.; Чыныбаев Ш.К. и Алиев Т.И., при непосредственном участии и руководстве которых издано более 80 наименований учебников и пособий для учащихся системы профтехобразования, треть из которых написаны ими самими. Следует отметить имена ветеранов и среди них: председатель Совета ветеранов профтехобразования КР, бывший директор ПЛ №6 Джолочиев И. И., ПЛ №91 Утешев Д. И., ПЛ №97 Далиев Ю. Д и другие.

В центре внимания Агентства стоят вопросы обеспечения доступности профессионального образования для детей из социально уязвимых слоев населения.

Учащиеся учебных заведений АНСПО почти на 90 процентов состоят из многодетных и малообеспеченных семей, детей сирот и инвалидов, в этой связи система профессионально- технического образования осуществляет ряд программ социальной защиты. К ним относятся организация курсов и разработка программ профессиональной адаптации для социально незащищенных слоев населения - безработных, беженцев, молодежи, содержащихся в колониях. Обучение инвалидов по слуху и речи уже осуществляется в профлицее №18, №27 г. Бишкек, инвалиды 3 группы в профлицее № 25 г. Кант.

Распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 14 августа 2009 г. №499-р созданы еще 3 реабилитационных центра – ПЛ №19 Кеминский район, ПЛ №28 с. Беловодское, ПЛ №95 г. Бишкек.

В настоящее время на базе учебных заведений начального и среднего профессионального образования функционируют 20 реабилитационных центров для детей из числа сирот, инвалидов, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей.

Значительную помощь в поддержке и развитии профессионального образования Кыргызстана оказывает сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями.

На сегодняшний день Агентство установило тесное и взаимовыгодное сотрудничество в области профессионально – технического образования с более чем 20 международными организациями из стран Европы, Азии, Америки и СНГ. Подписан ряд Соглашений с такими крупными международными организациями, как: Германское общество по техническому сотрудничеству (ГТЦ), Германское Общество содействия международному развитию и повышению квалификации ИнВент ОсОО (InWent gGmbH), Международная организация труда (МОТ), Программа Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), Швейцарская Ассоциация Международного Сотрудничества (Хельветас), Азиатский банк развития (АБР), Министерство образования Турецкой Республики, Итальянская Торговая Палата для Кыргызстана, Университет Центральной Азии и др.

Так, в Бишкеке функционирует женский кыргызско- турецкий лицей, в котором учащиеся получают специальности по профессиям швейного производства и народных промыслов, специализируются в изучении турецкого и английского языков.

Успешно реализован в Кыргызстане проект «Сеть социальной защиты», компонент «Подготовка кадров», по которому за счет кредитов Всемирного банка на развитие ПТО выделено 4,7 млн. долларов. В счет этих денег в республике созданы девять модельных центров по следующим направлениям: сельское хозяйство (ПЛ № 1, г.Жалал-Абад), автосервис (ПЛ № 27, г.Бишкек и ПЛ № 23, г.Токмок), гостиничный сервис и туризм (ПЛ № 91, г.Бишкек и ПЛ № 14, г.Кара- Кол), электротехника (ПТУ № 100, г.Бишкеке), электроника (ПЛ № 93, г.Бишкек), полиграфия ( ПЛ № 3, г.Бишкек), строительство (ПЛ 4, 5, г.Бишкек), ориентированных на внедрение и распространение зарубежного опыта профессионального обучения взрослых с использованием зарубежного оборудования и современных обучающих технологий. В рамках этого проекта обучились более 140 инженерно-педагогических и руководящих работников за рубежом.

Так, с 2009 года успешно реализуется проект АБР «Профессиональное образование и развитие навыков». Проект направлен на решение вопросов модернизации и реформирования системы профтехобразования.

Продолжается сотрудничество с другими партнерами – Международной Организацией Труда (МОТ), Европейским Фондом Образования (ФОИ), ЮНЕСКО, ЮСАИД, МЕРСИКО, ПРООН и др.

Достигнута договоренность о сотрудничестве между Агентством и Федеральным агентством по образованию и науке Российской Федерации.

Международные связи Агентства направлены на решение следующих задач:

  • разработка современных стандартов и программ обучения по специальностям, пользующихся спросом на рынке труда;
  • развитие человеческих ресурсов, т. е. повышение квалификации работников системы профтехобразования;
  • оснащение учебных заведений системы современным учебным оборудованием и учебно- методическими пособиями.

В целом следует отметить, что система начального и среднего профессионального образования на протяжении 70 лет всегда справлялась с возложенными функциями и достигла определенных успехов. В нынешних условиях также начинает завоевывать авторитет на рынке труда и от периода реформ постепенно переходит к периоду стабилизации.

© АГЕНТСТВО НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КР

Почтовый индекс: 720010
Адрес: г. Бишкек, проспект Манаса 22а
E-Mail: dtve@elcat.kg, gapto@mail.ru, info@kesip.kg, international@kesip.kg