Кластеры

1

IT-кластер в системе профессионального образования

    С 2012 года   Агентством начального профессионального образования (АНПО) принимаются соответствующие меры по развитию и подготовке специалистов IT технологии.  Работниками РНМЦ  и   учебных заведений №93, № 98 г. Бишкек  были разработаны  единые 12 модульные  программы  IT сферы   и проводится обучение  с возможностью выдачи международного сертификата  ISDEL:

В 2016 году между Агентством и Объединением юридических лиц (ОЮЛ) КАРПОУ  был  подписан  Меморандум о подготовке кадров в сфере информационно - коммуникационных технологий.  В рамках   данного Меморандума ОЮЛ КАРПОУ  и  ПЛ №98 г.Бишкек  заключили  Соглашение  о совместной деятельности по  подготовке  конкурентноспособных IT- специалистов   IT –Академии  на  базе  ПЛ  №98.    В  процессе пилотного проекта IT –Академии при участии КАРПОУ  разработаны экспериментальные учебные планы  WEB-программирования по модульным технологиям  и  подготовлено   40  IT специалистов.

В 2017 году в Правительстве Кыргызской Республики   на заседании Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР   был рассмотрен  вопрос  о  создании «IT-образовательного кластера» (Протокол №2 от 23.06.2017 г.). Согласно протокольного поручения Премьер- министра КР №16-2540 от 05.06.2017 г. Министерству образования и науки КР совместно с Фондом управления государственным имуществом поручено  создать на базе  учебных заведений  начального профессионального образования (НПО) специализированных   IT-образовательных учреждений.

          Сегодня  в  результате   сотрудничества с партнерами: ОЮЛ КАРПОУ  и Парком высоких технологий,   создан  в пилотном режиме IT-образовательный  класстер по подготовке программистов  (базовый уровень) в  учебных  заведениях:  ПЛ № 6 с.Кок-ой  Таласская область; ПЛ №14 г. Каракол  Иссык-Кульская область;ПЛ №87 г. Нарын Нарынская область; ТИПК г. Токмок    Чуйская область;  ПЛ №70 г. Кызыл-Кыя   Баткенская область. В настоящее время со стороны Агентства (РНМЦ) и КАРПОУ разработаны и приняты учебные планы, учебные заведения работают над получением лицензии по данной специальности, преподавателями в учебных заведениях будут сотрудники КАРПОУ, а по окончании обучения, выпускники будут трудоустроены в Парке высоких технологий, где главным критерием продвижения по карьерной леснице – является создание мирового уровня IT продуктов.

2

Кластер по  подготовке   специалистов  жилищно-коммунального  хозяйства   «Слесарь-сантехник»   

               В системе  начального  профессионального образования  для  жилищно-коммунального  хозяйства   ведется  подготовка   остро востребованных   рабочих кадров по специальности «Слесарь - сантехник»   со сроком обучения 3 года, 10 месяцев в следующих профессиональных лицеях: 

г. Бишкек:  ПЛ №4, 5, 20; Чуйская область: ПЛ № 37 с. Ленинское, ПЛ №105  г. Кара-Балта; Баткенская область: ПЛ №48  г. Исфана; Ошская область: ПЛ №12, 16  г.Ош;

Иссык- Кульская область: ПЛ № 2, 14 г. Каракол, ПЛ № 22 г. Балыкчы, ПЛ №81

с. Боконбаево;  Жалал-Абадская область: ПЛ № 75  г. Жалал-Абад.

Краткосрочные курсы -  со сроком обучения  3 месяца:  Баткенская область:  ПЛ  №48 г.Исфана,  ПЛ №70  г. Кызыл-Кия; Нарынская обл: ПЛ № 87 г. Нарын; Таласская  область:  ПЛ №90  г.Талас; Иссык - Кульская  область:  ПЛ №  2  г. Каракол, ПЛ №82  с. Ананьево   г.Ош:  ПЛ №12, 16;  Чуйская  область: ПУ №1, 7 (при  ГСИН КР).    

            В настоящий   момент  Агентством начального профессионального образования (АНПО)  проведена  соответствующая работа по подписанию  Меморандума  с Агентством  развития и инвестирования  сообществ (АРИС), в  рамках    которого  планируется    совместная  деятельность  по подготовке  кадров «Слесарь-сантехник»  на краткосрочной основе со сроком обучения  3 месяца   в   следующих  учебных заведениях (класстер): г.Бишкек: ПЛ № 4,5; Чуйская  область: ПЛ №37,105  г.Ош: ПЛ №16; Иссык-Кульская область: ПЛ №14;  Баткенская область: ПЛ №70;  Жалал- Абадская область  ПЛ №75;  Нарынская обл: ПЛ № 87; Таласская  область: ПЛ№ 90.   На базе  этих  учебных заведений  планируется  проведение повышения  квалификации  сотрудников СООППВ (сельское общественное объединение потребителей питьевой воды) айыльных аймаков и коммунальных хозяйств обеспечивающих поставку питьевой воды городов.    

         Центром передового опыта  в  отрасли жилищно-коммунального хозяйства  по подготовке  специальности  «Слесарь-сантехник»  является  ПЛ №5  г. Бишкек. С целью постоянного повышения уровня знаний и навыков мастеров  производственного  обучения  профлицей №5 заключил Меморандумы о сотрудничестве с  представительством   компании «Grohe AG» (Гроэ) производителем санитарно-технической  арматуры,  смесителей и аксессуаров и с ОсОО «Альфа Опт Торг» ведущим поставщиком  сантехники в Кыргызстан.  Согласно  двухстороннего договора  учебное заведение получает от ОсОО «Альфа Опт Торг на  бесплатной основе  новые современные  технологии, оборудования, инструменты сантехники  для  проведения  производственного обучения  учащихся. А  представительство «Grohe AG»  (Гроэ)   ежегодно   направляет своих специалистов  и консультантов  для  обучения  педагогического  коллектива  лицея  по монтажу современных  сантехнических  оборудований европейского образца и  также создал  современный  кабинет для теоретического   обучения с действующим демонстрационным залом, оснащенный  инновационным сантехническим оборудованием фирмы «Grohe AG». 

          На базе ПЛ №5   для  других  профильных профессиональных лицеев системы НПО, ведущих подготовку по специальности «Слесарь – сантехник»  проведены:

- обучения  по  организации  и проведения Выпускных квалификационных экзаменов с элементами  независимой  сертификации профессиональных компетенций;

 - семинары, мастер классы повышения квалификации мастеров производственного обучения Иссык-Кульской, Ошской, Чуйской области, г.Бишкек  по применению новейших технологий, инструментов и материалов в сантехническом производстве.

 

3

Кластер по органическому сельскому хозяйствув системе профессионального образования

              Вторая  цель   программы   Цели Устойчивого Развития до 2030  г.  (ЦУР) «Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности,  улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства» для деятельности сельских профессиональных лицеев очень актуальна.  Сегодня,  обучаясь в  стенах лицея,  учащийся  должен  уметь  делать выбор:

  • Селитра или биогумус.
  • ГМО или органические продукты питания.
  • Слепо  употреблять  продаваемую  сельхоз продукцию  или  употреблять,  исследуя чистую экологическую  продукцию.

           В  Агентстве  реализуется комплексная программа   по подготовке  на системном уровне  рабочих кадров  для сельского хозяйства и экологического туризма, которые сохраняют здоровую  почву, экосистему и людей в условиях нарастающего экологического кризиса, глобального изменения климата, истощения ресурсов.

      4 июня 2019 года на базе ПЛ № 43 с. Жаны-Жер  Чуйская область  состоялось заседание Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию на тему:  «О вопросе органической территориальной модели и сертификации,  направленной на развитие и распространение органического сельскохозяйственного производства на территории Республики, на стабильное и комплексное развитие сел».   На заседании  был  представлен опыт ПЛ № 43 по внедрению в учебный процесс модели  агро-продовольственной производственной цепочки,  объединяющая  инновационные технологии  и традиционные знания: здоровая почва, здоровые семена, здоровые продукты, здоровый человек.

       По итогам заседания было принято решение  в каждой области республики  создать на базе учебных  заведений  НПО  учебно-ресурсные   и инновационные   центры  для подготовки  рабочих кадров для органического сельского хозяйства и экотуризма.   Согласно Постановления ПКР № 398 от 02.08.2019 г.  «О Координационном совете по развитию органического сельского хозяйства» и протокольного поручения Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по аграрной политике, водным  ресурсам, экологии и региональному развитию от  03.06.2019 г. и приказа АНПО «Об организации пилотных учебных инновационных ресурсных центров  по подготовке специалистов для органического сельскохозяйственного производства» от 20.09.19 № 1/118 были отобраны 7  учебных заведений   из регионов:  ПЛ№ 2  Иссык -Кульская область;  ПЛ№ 21 Жалал- Абадская область; ПЛ№ 33 Баткенская область; ПЛ№ 110 Таласская область; ПЛ№ 15  Нарынская область; ПЛ№ 54  Ошская область; ПЛ№ 43 Чуйская область.

        В тот же  год  подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Агентством (АНПО) и  Департаментом органического сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства и водных ресурсов  по подготовке  рабочих кадров для органического сельского хозяйства КР,   разработан совместный план действий  для всех  7  учебных заведений (кластера).   

        Проведены: Агентством  совместно с  Департаментом органического сельского хозяйства, ОФ «BIO KG», ОФ «ИСУР»  на базе ПЛ № 43  семинары  для  директоров,   заместителя директора по учебно-методической  и производственной работе  7   ресурсных центров   по вопросам: Каким методам формировать   сознания, отношения,  практические действий  учащихся по сохранению агробиокультурного разнообразия   в профессиональной деятельности;  Как включать  в учебные программы вопросы   органического  сельского  хозяйства, экологического  туризма,  традиционных знаний и новейшие технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой безопасности. Каким  образом создавать  инфраструктуру  учебного  заведения    по   повышению продуктивности культур за  счёт органических ресурсов  на местах  (органические удобрения).  Как внедрить  в процесс обучения учебную   модель   “ Жигер дыйкан”  (стадии агропродовольственной производственной цепочки по производству органических сельскохозяйственных продуктов). 

 Оказаны консультации:  по   подготовке образовательных материалов,  планированию и организации мероприятий по возрождению и сохранению природоохранных традиций местного населения, популяризации органического сельского хозяйства с привлечением всех соответствующих заинтересованных сторон на местном уровне.

 Представлены методы: по созданию «платформ сотрудничества»  между властью, образовательным сообществом, частным сектором, НПО, местным населением и лицеем   через проведение экологических мероприятий  в инновационном формате,   преодоления  социальной изоляции  профлицеев  с местным сообществом.

Разработан План совместной работы ресурсных центров и филиалов Департамента Органического Сельского Хозяйства  по созданию биолабораторий в пилотных лицеях -  ресурсных центрах.

В  настоящее время   учебными   заведениями ведется организационная работа по возрождению  местных   сортов:  

  • гороха- фасоли (ПЛ № 110);
  • картошки   и   яблоки  «Апорт» (ПЛ  № 2);
  • кукурузы   и развитие садоводство (ПЛ № 33);
  • черной сливы  и развитие садоводство (ПЛ № 21);
  • местной  породы  кыргызской  серой  курицы (ПЛ  № 15)
  • местной породы   коровы  ( ПЛ №54)
  • создание  банка  данных  о местных семенах  помидора и огурцов ( ПЛ №43)      

В  ПЛ № 43    разрабатывается и апробируется воспитательная программа «Аймактын билимине негизделген таалим»(образование, основанное на местности, сообществе). Учащиеся овладевают навыками сбора информации  (агробиокультурное разнообразие местности, виды хозяйственной деятельности, проблемы экологии, история, традиции, язык,  культура).