Кластеры
1 |
IT-кластер в системе профессионального образования С 2012 года Агентством начального профессионального образования (АНПО) принимаются соответствующие меры по развитию и подготовке специалистов IT технологии. Работниками РНМЦ и учебных заведений №93, № 98 г. Бишкек были разработаны единые 12 модульные программы IT сферы и проводится обучение с возможностью выдачи международного сертификата ISDEL: В 2016 году между Агентством и Объединением юридических лиц (ОЮЛ) КАРПОУ был подписан Меморандум о подготовке кадров в сфере информационно - коммуникационных технологий. В рамках данного Меморандума ОЮЛ КАРПОУ и ПЛ №98 г.Бишкек заключили Соглашение о совместной деятельности по подготовке конкурентноспособных IT- специалистов IT –Академии на базе ПЛ №98. В процессе пилотного проекта IT –Академии при участии КАРПОУ разработаны экспериментальные учебные планы WEB-программирования по модульным технологиям и подготовлено 40 IT специалистов. В 2017 году в Правительстве Кыргызской Республики на заседании Совета по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве КР был рассмотрен вопрос о создании «IT-образовательного кластера» (Протокол №2 от 23.06.2017 г.). Согласно протокольного поручения Премьер- министра КР №16-2540 от 05.06.2017 г. Министерству образования и науки КР совместно с Фондом управления государственным имуществом поручено создать на базе учебных заведений начального профессионального образования (НПО) специализированных IT-образовательных учреждений. Сегодня в результате сотрудничества с партнерами: ОЮЛ КАРПОУ и Парком высоких технологий, создан в пилотном режиме IT-образовательный класстер по подготовке программистов (базовый уровень) в учебных заведениях: ПЛ № 6 с.Кок-ой Таласская область; ПЛ №14 г. Каракол Иссык-Кульская область;ПЛ №87 г. Нарын Нарынская область; ТИПК г. Токмок Чуйская область; ПЛ №70 г. Кызыл-Кыя Баткенская область. В настоящее время со стороны Агентства (РНМЦ) и КАРПОУ разработаны и приняты учебные планы, учебные заведения работают над получением лицензии по данной специальности, преподавателями в учебных заведениях будут сотрудники КАРПОУ, а по окончании обучения, выпускники будут трудоустроены в Парке высоких технологий, где главным критерием продвижения по карьерной леснице – является создание мирового уровня IT продуктов. |
2 |
Кластер по подготовке специалистов жилищно-коммунального хозяйства «Слесарь-сантехник» В системе начального профессионального образования для жилищно-коммунального хозяйства ведется подготовка остро востребованных рабочих кадров по специальности «Слесарь - сантехник» со сроком обучения 3 года, 10 месяцев в следующих профессиональных лицеях: г. Бишкек: ПЛ №4, 5, 20; Чуйская область: ПЛ № 37 с. Ленинское, ПЛ №105 г. Кара-Балта; Баткенская область: ПЛ №48 г. Исфана; Ошская область: ПЛ №12, 16 г.Ош; Иссык- Кульская область: ПЛ № 2, 14 г. Каракол, ПЛ № 22 г. Балыкчы, ПЛ №81 с. Боконбаево; Жалал-Абадская область: ПЛ № 75 г. Жалал-Абад. Краткосрочные курсы - со сроком обучения 3 месяца: Баткенская область: ПЛ №48 г.Исфана, ПЛ №70 г. Кызыл-Кия; Нарынская обл: ПЛ № 87 г. Нарын; Таласская область: ПЛ №90 г.Талас; Иссык - Кульская область: ПЛ № 2 г. Каракол, ПЛ №82 с. Ананьево г.Ош: ПЛ №12, 16; Чуйская область: ПУ №1, 7 (при ГСИН КР). В настоящий момент Агентством начального профессионального образования (АНПО) проведена соответствующая работа по подписанию Меморандума с Агентством развития и инвестирования сообществ (АРИС), в рамках которого планируется совместная деятельность по подготовке кадров «Слесарь-сантехник» на краткосрочной основе со сроком обучения 3 месяца в следующих учебных заведениях (класстер): г.Бишкек: ПЛ № 4,5; Чуйская область: ПЛ №37,105 г.Ош: ПЛ №16; Иссык-Кульская область: ПЛ №14; Баткенская область: ПЛ №70; Жалал- Абадская область ПЛ №75; Нарынская обл: ПЛ № 87; Таласская область: ПЛ№ 90. На базе этих учебных заведений планируется проведение повышения квалификации сотрудников СООППВ (сельское общественное объединение потребителей питьевой воды) айыльных аймаков и коммунальных хозяйств обеспечивающих поставку питьевой воды городов. Центром передового опыта в отрасли жилищно-коммунального хозяйства по подготовке специальности «Слесарь-сантехник» является ПЛ №5 г. Бишкек. С целью постоянного повышения уровня знаний и навыков мастеров производственного обучения профлицей №5 заключил Меморандумы о сотрудничестве с представительством компании «Grohe AG» (Гроэ) производителем санитарно-технической арматуры, смесителей и аксессуаров и с ОсОО «Альфа Опт Торг» ведущим поставщиком сантехники в Кыргызстан. Согласно двухстороннего договора учебное заведение получает от ОсОО «Альфа Опт Торг на бесплатной основе новые современные технологии, оборудования, инструменты сантехники для проведения производственного обучения учащихся. А представительство «Grohe AG» (Гроэ) ежегодно направляет своих специалистов и консультантов для обучения педагогического коллектива лицея по монтажу современных сантехнических оборудований европейского образца и также создал современный кабинет для теоретического обучения с действующим демонстрационным залом, оснащенный инновационным сантехническим оборудованием фирмы «Grohe AG». На базе ПЛ №5 для других профильных профессиональных лицеев системы НПО, ведущих подготовку по специальности «Слесарь – сантехник» проведены: - обучения по организации и проведения Выпускных квалификационных экзаменов с элементами независимой сертификации профессиональных компетенций; - семинары, мастер классы повышения квалификации мастеров производственного обучения Иссык-Кульской, Ошской, Чуйской области, г.Бишкек по применению новейших технологий, инструментов и материалов в сантехническом производстве.
|
3 |
Кластер по органическому сельскому хозяйствув системе профессионального образования Вторая цель программы Цели Устойчивого Развития до 2030 г. (ЦУР) «Ликвидация голода, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства» для деятельности сельских профессиональных лицеев очень актуальна. Сегодня, обучаясь в стенах лицея, учащийся должен уметь делать выбор:
В Агентстве реализуется комплексная программа по подготовке на системном уровне рабочих кадров для сельского хозяйства и экологического туризма, которые сохраняют здоровую почву, экосистему и людей в условиях нарастающего экологического кризиса, глобального изменения климата, истощения ресурсов. 4 июня 2019 года на базе ПЛ № 43 с. Жаны-Жер Чуйская область состоялось заседание Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию на тему: «О вопросе органической территориальной модели и сертификации, направленной на развитие и распространение органического сельскохозяйственного производства на территории Республики, на стабильное и комплексное развитие сел». На заседании был представлен опыт ПЛ № 43 по внедрению в учебный процесс модели агро-продовольственной производственной цепочки, объединяющая инновационные технологии и традиционные знания: здоровая почва, здоровые семена, здоровые продукты, здоровый человек. По итогам заседания было принято решение в каждой области республики создать на базе учебных заведений НПО учебно-ресурсные и инновационные центры для подготовки рабочих кадров для органического сельского хозяйства и экотуризма. Согласно Постановления ПКР № 398 от 02.08.2019 г. «О Координационном совете по развитию органического сельского хозяйства» и протокольного поручения Комитета Жогорку Кенеша Кыргызской Республики по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию от 03.06.2019 г. и приказа АНПО «Об организации пилотных учебных инновационных ресурсных центров по подготовке специалистов для органического сельскохозяйственного производства» от 20.09.19 № 1/118 были отобраны 7 учебных заведений из регионов: ПЛ№ 2 Иссык -Кульская область; ПЛ№ 21 Жалал- Абадская область; ПЛ№ 33 Баткенская область; ПЛ№ 110 Таласская область; ПЛ№ 15 Нарынская область; ПЛ№ 54 Ошская область; ПЛ№ 43 Чуйская область. В тот же год подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между Агентством (АНПО) и Департаментом органического сельского хозяйства Министерства сельского хозяйства и водных ресурсов по подготовке рабочих кадров для органического сельского хозяйства КР, разработан совместный план действий для всех 7 учебных заведений (кластера). Проведены: Агентством совместно с Департаментом органического сельского хозяйства, ОФ «BIO KG», ОФ «ИСУР» на базе ПЛ № 43 семинары для директоров, заместителя директора по учебно-методической и производственной работе 7 ресурсных центров по вопросам: Каким методам формировать сознания, отношения, практические действий учащихся по сохранению агробиокультурного разнообразия в профессиональной деятельности; Как включать в учебные программы вопросы органического сельского хозяйства, экологического туризма, традиционных знаний и новейшие технологий в растениеводстве, животноводстве, пищевой безопасности. Каким образом создавать инфраструктуру учебного заведения по повышению продуктивности культур за счёт органических ресурсов на местах (органические удобрения). Как внедрить в процесс обучения учебную модель “ Жигер дыйкан” (стадии агропродовольственной производственной цепочки по производству органических сельскохозяйственных продуктов). Оказаны консультации: по подготовке образовательных материалов, планированию и организации мероприятий по возрождению и сохранению природоохранных традиций местного населения, популяризации органического сельского хозяйства с привлечением всех соответствующих заинтересованных сторон на местном уровне. Представлены методы: по созданию «платформ сотрудничества» между властью, образовательным сообществом, частным сектором, НПО, местным населением и лицеем через проведение экологических мероприятий в инновационном формате, преодоления социальной изоляции профлицеев с местным сообществом. Разработан План совместной работы ресурсных центров и филиалов Департамента Органического Сельского Хозяйства по созданию биолабораторий в пилотных лицеях - ресурсных центрах. В настоящее время учебными заведениями ведется организационная работа по возрождению местных сортов:
В ПЛ № 43 разрабатывается и апробируется воспитательная программа «Аймактын билимине негизделген таалим»(образование, основанное на местности, сообществе). Учащиеся овладевают навыками сбора информации (агробиокультурное разнообразие местности, виды хозяйственной деятельности, проблемы экологии, история, традиции, язык, культура).
|